Ядрицова Алена Андреевна МОУ « СОШ № 2» п. Ибреси Ибресинского района Чувашской Республики
В современной системе образования и воспитания немало проблем. Одна из основных – это духовно-нравственное воспитание и обучение подрастающих поколений, формирование гуманности и доброты. Эта проблема может быть названа самой главной проблемой современности как по актуальности в наше время, так и по значению для дальнейшего развития образования и воспитания в будущем, так как молодёжь особо нуждается в духовном руководстве.
Немалую роль в формировании духовно-нравственной культуры играют традиции народа, семьи, школы, пример великих людей. Что же такое духовность? Духовность – это проявление высших человеческих чувств, таких, как любовь, доброта, человечность, которые порой не объяснимы, либо, будучи объяснимы, теряют свою неповторимость, свою тайну.
Нравственные традиции складывались веками, они сохранились и передавались из поколения в поколение. Чувашский народ изначально отличался высокой нравственностью, трудолюбием, добротой, честностью, порядочностью.
Проектная работа «И.Я. Яковлев и духовность» проводился на занятиях чувашской художественной культуры.
Проект имитирует творческую и исследовательскую деятельность, пытается решить проблемные и духовно-нравственные вопросы. Эффективность формирования личности зависит от включения её в трудовую деятельность, от её трудолюбия и старательности. Ведь для успешной жизни необходимо овладеть знаниями, умениями и практическими навыками.
Этот проект позволяет развивать и повышать духовное мышление и нравственность учащимся, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относится к жестокому миру, творчески работать и достичь хороших результатов.
Основополагающий вопрос:
В чём заключается историческое значение просветительской деятельности И.Я. Яковлева?
Вопросы учебной темы:
› Какова цель достижения просветительской деятельности И.Я. Яковлева?
› Какие направления были сформированы в Симбирской чувашской школе?
› Какова была роль Симбирской чувашской школы в развитии мировоззрения учеников?
› Как отражается образ просветителя в произведениях искусства?
› Каким является образ И.Я. Яковлева в произведениях чувашских писателей?
Актуальность проекта:
- Проект направлен на формирование самостоятельной творческой познавательной активности и практической исследовательской деятельности школьников.
- Творческая работа и самостоятельное получение новых знаний способствует более глубокому их усвоению и запоминанию.
- Проблемные вопросы и творческие задания утверждают связь чувашской художественной культуры с жизнью и развивают интерес к предмету.
- Проект предполагает использование различных информационных ресурсов (в том числе и электронных) и компьютерных технологий.
- Проект предполагает развитие отношений дружеского делового сотрудничества учителя и учащихся.
- Работа в группах создаёт ситуацию успешности, комфортности и самореализации учащихся, что позволяет говорить о наличии здоровьесберегающих технологий в проекте.
Учебные темы:
ü чувашский язык и литература;
ü культура родного края;
ü русский язык и литература;
ü изобразительное искусство;
ü история;
ü музыка.
Дидактические цели проекта:
ü способствовать развитию воображения творческих способностей учащихся;
ü побудить к самостоятельной исследовательской деятельности;
ü развить речевые способности учеников;
ü расширить круг учеников, увлекающихся предметом;
ü развивать умение делать параллели и выводы.
Методические задачи проекта:
дать характеристику проекта с опорой на литературные источники;
создание альманаха о жизни и творчестве И.Я. Яковлева;
воспитание нравственной позиции в учащихся;
научить ребят самостоятельно анализировать, применяя ранее усвоенные сведения и приобретения новых знаний;
научить пользоваться Power – point для оформления результатов.
В результате реализации данного проекта будет достигнуто:
· сплочение коллектива учащихся, учителей;
· налаживание партнёрских отношений;
· приобретение практических способностей.
Участники проекта:
› Учащиеся 10 или 11 классов;
› Учитель.
Этапы и сроки проведения проекта:
Во время изучения по программе жизни и деятельности И.Я. Яковлева, итоговые уроки по творчеству И.Я. Яковлева.
Предварительно за две недели вперёд класс делится на 5 групп. Каждой группе выдаётся карточка с проблемными вопросами и направляющими тезисами. Отчёты в виде презентаций, буклетов и газет по выбранному вопросу на открытом уроке.
Творческое домашнее задание: эссе «Моя опора в жизни» (по «Духовному завещанию чувашскому народу»).
Место проведения:
› кабинет чувашского языка и литературы;
› кабинет информатики.
Необходимые дидактические и организационные материалы:
кроссворд;
карточки с проблемными вопросами и направляющими тезисами.
Проблемы:
v создать общество свободных, высококультурных и образованных людей
v значит заложить фундамент для расцвета народа и государства.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап (вне урока):
o ознакомить учащихся с темой проекта, планом и формой его проведения;
o создать с учащимися микрогруппы;
o организовать самостоятельную исследовательскую деятельность
информационной группы по поиску дополнительной информации по теме.
Уроки по расписанию:
Ø постановка основной проблемы проекта и частных проблемных вопросов учебной темы;
Ø обсуждение, поиск решения проблем;
Ø организация самостоятельной практической исследовательской работы;
Ø устная презентация информационной группы;
Ø вывод учащимися.
Формы представления результатов исследования и критерии их оценивания:
Групповые творческие отчёты-защиты по проблемным вопросам в виде:
ü презентации «Жизнь и деятельность И.Я. Яковлева»;
ü презентации «Симбирская чувашская школа – центр культуры и просвещения;
ü презентации «Выдающиеся ученики Симбирской чувашской школы»;
ü презентации «Образ И.Я. Яковлева в чувашской литературе»;
ü презентации «Образ И.Я. Яковлева в искусстве».
Сбор информации:
В результате обсуждения поднятой проблемы, над которой предстояло работать, ребята, разделившись на группы по интересам, попытались выяснить, как данная проблема может найти своё решение в обществе.
Первая группа изучала специальную литературу по теме «Жизнь и деятельность И.Я. Яковлева».
Вторая группа изучала специальную литературу на тему «Симбирская чувашская школа – центр культуры и просвещения».
Третья группа провела исследование о выдающихся учениках «Симбирской чувашской школы».
Четвёртая группа ребят решила заняться исследованием образа И.Я. Яковлева в чувашской литературе.
Пятая группа провела исследование по теме «Образ И.Я. Яковлева в искусстве».
После изучения различной литературы и проведения исследований собрались вновь для подведения итогов.
Как видно по итогам исследовательской и творческой работы, у ребят есть желание работать и решить проблему в пользу добра.
Планируемый результат:
§ в результате работы развивается воображение и творческие способности учащихся;
§ ученики приучаются к самостоятельной исследовательской деятельности, знакомятся с жизнью и творчеством И.Я. Яковлева.
Механизм реализации:
Первая группа изучала специальную литературу по теме «Жизнь и деятельность И.Я. Яковлева», где задача исследования заключалось в выяснении цели достижения просветительской деятельности И.Я. Яковлева. Из различных источников мы пришли к такому заключению: И.Я. Яковлев – личность по-настоящему интеллигентная, с широким культурным кругозором и высочайшей нравственностью. Он был эталонным человеком культуры.
Вторая группа изучала специальную литературу по проблеме «Симбирская чувашская школа – центр культуры и просвещения». В ходе изучения различной литературы выяснилось, что, «создать общество свободных, высококультурных и образованных людей – значит заложить фундамент для расцвета народа и государства. Именно эту задачу призвана решить и сегодняшняя наша Программа «Новая школа», которая является добрым продолжением дела Великого Яковлева».
Третья группа изучала специальную литературу о выдающихся учениках Симбирской чувашской школы. Задача исследования ребят заключалось в выяснении роли Симбирской чувашской школы в развитии мировоззрения учеников. В ходе исследования выяснилось, что, И.Я. Яковлев в созданной им Симбирской чувашской учительской школе воплотил идеи всестороннего и гармоничного развития личности, доказал важность их решения в школьной практике для процветания чувашского народа, показал пути их реализации.
Четвёртая группа ребят исследовала образ И.Я. Яковлева в чувашской литературе и поставила перед собой задачу: выяснить, каким является образ И.Я. Яковлева в произведениях чувашских писателей. В результате исследования ребята пришли к заключению: «и в повестях Марфы Трубиной и Тихона Педэркки, и в драмах И.С. Максимого-Кошкинского и Н.Т. Терентьева, и в поэмах П.П. Хузангая, и в романе А.С. Артемьева на переднем плане – показ могучего духа великого просветителя и важнейших его человеческих качеств: трудолюбия, мудрости, уникальной дипломатичности и гибкости, любви к своему народу и уважения ко всем нациям».
Пятая группа исследовала образ И.Я. Яковлева в искусстве. Задача исследования этой группы ребят была, выяснить, как отражается образ просветителя в произведениях искусства и какова главная мысль в произведениях искусства. В результате изучения различных источников пришли к заключению, что, образ просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева в произведениях искусства отражён полно, ярко, многогранно. Фрагменты жизни и деятельности великого просветителя запечатлены в разных видах искусства: и в музыке, и в живописи, и в архитектуре и т.д.
Эффективность проекта:
Осуществляя работу над проектом, мы поняли, как можно принять знания, полученные на уроках, научились быть более нравственными, более самостоятельными в решении проблем, почувствовали свою ответственность за свой поступок.
Кроме того, мы поняли, что без духовного начала будущее неизвестно, поэтому нам нужно обратиться к прошлому – к Яковлеву, ведь чувашский просветитель – классический образец для подражания подрастающему поколению. Вся жизнь Яковлева – пример высокого морального подвига, который убеждает, «что только в честной и бескорыстной деятельности заключается условие человеческого достоинства». (Результаты учеников прилагаются в виде презентаций)
1 группа: Жизнь и деятельность И.Я. Яковлева
Цель исследования: ознакомиться с личностью, жизнью и деятельностью И.Я. Яковлева.
Задача исследования:
1. собрать материал о жизни и деятельности И.Я. Яковлева;
2. выяснить цели достижения просветительской деятельности И.Я. Яковлева.
Эпиграф: И.Я. Яковлев был даром судьбы чувашскому народу в тёмное глухое время. В течение одного человеческого века он создал литературный чувашский язык и дал законченные образцы изложения на нём труднейших видов литературы, т.е. сделал то, что для славянских народов сделали Кирилл и Мефодий, для германского – Лютер, для английского – Уйклиф, для французского – Саси.
Педер Хузангай, народный поэт Чувашии
Результаты учащихся:
Ø Деревня, где 25 апреля 1848 г. родился И. Я. Яковлев,ныне называется Кошки-Новотимбаево Тетюшского района Татарстана.
Ø Еще, будучи грудным ребёнком, Иван осиротел. Его приняла и воспитала семья удельного крестьянина Пахома Кириллова из той же деревни.
Ø До учёбы в школе Иван был пастухом, ходил со стадом вместе с татарином Хакимом, который учил мальчика своему языку, красиво вить кнут, плести лапти.
ü Когда Ивану исполнилось 8 лет, его отправили в удельную начальную школу в селе Бурундуки.
ü Как одного из лучших учеников Симбирская удельная контора направила Яковлева в уездное училище.
v В мае 1864 г. он был назначен мерщиком Сызранской удельной конторы.
v После увольнения со службы Яковлев начал собирать документы для представления в гимназию.
v 9 ноября 1868 г. И.Я. Яковлев в Симбирске открыл чувашскую школу. В этот день к нему в Симбирск прибыл на учёбу А.В. Рекеев, первый ученик школы.
o 1870 г. Яковлев окончил гимназию с золотой медалью и поступил в Казанский университет.
o 1972 г. был издан первый чувашский букварь, подготовленный И.Я. Яковлевым.
o 1875 г. Яковлев получил свидетельство об окончании Казанского университета и назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа.
Ø В конце XIX в. имя И.Я. Яковлева стало широко известно не только в России, но и за рубежом.
Ø Желающих поступить в школу с каждым годом становилось всё больше и больше.
§ Симбирская чувашская школа была тесно связана с деревней, с крестьянами.
§ Как инспектору Казанского учебного округа Яковлеву приходилось совершать дальние поездки по деревням.
§ К Яковлеву нередко обращались крестьяне за помощью в приобретении земельных участков, в судебных делах.
ü В 1908 г. к 40-летию Симбирской чувашской школы и 60-летию ее основателя И.Я. Яковлева была издана первая антология чувашской поэзии «Сказки и предания чуваш», где были напечатаны произведения и воспитанников школы.
ü В подготовке учителей И.Я. Яковлев придавал особое значение музыке. Он считал ее средством гармонии души.
ü Яковлев ценил народное творчество и оберегал его. В начале 90-х гг. он выпустил две книжки чувашских народных песен.
ü Живя в Петрограде и Москве, И.Я. Яковлев не переставал думать о Симбирске, где прошла большая часть его жизни.
Вывод: И.Я. Яковлев – личность по-настоящему интеллигентная, с широким культурным кругозором и высочайшей нравственностью. Это был эталонный человек культуры.
2 группа: Симбирская чувашская школа – центр культуры и
просвещения
Цель исследования: изучить деятельность Симбирской школы
Задача исследования: 1. собрать материал о Симбирской чувашской школе;
2. выяснить: какие направления были сформированы в Симбирской чувашской школе.
Эпиграф: Имя Яковлева известно теперь не только каждому чувашу, но и каждому просвещённому россиянину. Он дал родному народу Книгу. Мы вправе гордиться и возвеличивать своего Патриарха, так как не каждому народу Бог дал таких людей, каким является для чувашей великий Иван Яковлев.
Фёдоров Н.В., Президент Чувашской Республики
Результаты учащихся:
· Симбирская чувашская школа явилась первой национальной школой в истории чувашского народа, которая призвана была сохранить его самобытную культуру и родной язык в условиях царизма.
· В основу развития школьной жизни и деятельности были положены следующие руководящие идеи. Основная идея – идея христианского просвещения. Другой идеей была идея сближения и объединения их с русским народом…
· У чувашей появление школы в первой четверти второй половины ХIX века неразрывно связано с именем И. Я. Яковлева.
o Яковлев, будучи студентом Казанского университета создал чувашский алфавит. И с помощью этого алфавита он составляет и издаёт ряд учебных книг, включая и букварь.
o В сборниках были опубликованы оригинальные произведения чувашской художественной литературы. Они использовались в учебно-воспитательной работе чувашской учительской школы.
§ Дух воспитания в чувашской школе был своеобразный. Иван Яковлев с самого начала завёл такой порядок: в школу принимали только детей крестьян, а кто поступил, тот должен был не только учиться, но и работать.
§ Учащиеся весной, летом и осенью занимались сельскохозяйственным трудом, а зимою работали в мастерской, в кружках рукоделия и домоводства. На выставке сельского хозяйства, кустарной и ремесленной промышленности им вручили серебряную медаль.
o Учрежденная Яковлевым в 1868 году частная школа-общежитие начиналась с единственного ученика А. В. Рекеева. А уже через три года она была признана Министерством народного просвещения.
o Школа И. Я. Яковлева и его деятельность обеспечили интеллектуально-культурное развитие народа. Здесь выросли выдающиеся педагоги, деятели
науки, художественной литературы и искусства, видные государственные и
военные деятели.
Вывод: Создать общество свободных, высококультурных и образованных людей – значит заложить фундамент для расцвета народа и государства. Именно эту задачу призвана решить и сегодняшняя наша Программа «Новая школа», которая является добрым продолжением дела Великого Яковлева.
3 группа: Выдающиеся ученики Симбирской чувашской школы
Цель исследования: узнать о выпускниках, прославивших чувашский край.
Задача исследования:
1. собрать материал о выпускниках Симбирской чувашской школы;
2. выяснить, какова была роль Симбирской чувашской школы в развитии мировоззрения учеников.
Эпиграф: И.Я. Яковлев был великим возрожденцем чувашского народа.
Ангел Тодоров, болгарский писатель
Результаты учащихся:
Школа И. Я. Яковлева и его деятельность обеспечили интеллектуально-культурное развитие народа. Здесь выросли выдающиеся педагоги, деятели науки, художественной литературы и искусства, видные государственные и военные деятели:
ü М.Д.Трубина (Марфа Трубина) - одна из первых учениц Симбирской женской гимназии, заслуженная учительница школ чувашской АССР. Она написала много произведений для детей, всю жизнь работала учительницей.
ü Творческое наследие одного из самых крупных и талантливых представителей дореволюционной чувашской художественной литературы, поэта-демократа К. В. Иванова, снискало горячую любовь всего народа. Его поэма «Нарспи» получила всемирное признание.
ü Ф.П. Павлов - видный чувашский композитор, создатель чувашской профессиональной музыки, музыковед, драматург, внес бесценный вклад сокровищницу чувашской музыкальной культуры.
ü И.С. Максимов-Кошкинский - основатель чувашского профессионального театра, создатель первых чувашских кинофильмов («Сарпике»,»Черный столб»,»Вихрь» на Волге», «Апайка», «Священная роща», «Помни»), актёр и режиссёр, драматург, народный артист Чувашской АССР, заслуженный деятель искусств РСФСР.
ü С.М. Максимов - видный чувашский композитор, создатель чувашской профессиональной музыки, воспитанник и учитель Симбирской учительской школы
ü Д.П.Петров (Дмитрий Юман)- известный писатель, мастер прозы, публицист, историк, краевед, языковед, переводчик, экономист.
ü В.Г. Егоров - воспитанник Симбирской чувашской школы, выдающийся чувашский филолог-ориенталист, доктор филологических наук, профессор.
Вывод: И.Я. Яковлев в созданной им Симбирской чувашской учительской школе воплотил идеи всестороннего и гармоничного развития личности, доказал важность их решения в школьной практике для процветания чувашского народа, показал пути их реализации.
4 группа: Образ Ивана Яковлева в чувашской литературе
Цель исследования: узнать произведения чувашских писателей, показывающих образ И.Я. Яковлева.
Задача исследования: 1. собрать материал чувашских писателей, показывающих образ И.Я. Яковлева; 2. выяснить, каким является образ И.Я. Яковлева в произведениях чувашских писателей.
Эпиграф: Если Пушкин назвал Ломоносова первым русским университетом, то Яковлев с неменьшим правом может быть назван первым чувашским университетом.
Педер Хузангай, народный поэт Чувашии
Результаты учащихся:
ü М.Д.Трубина (Марфа Трубина) «Детство» (повесть). Повесть М.Трубиной «Детство» относится к числу лучших произведений писательницы, где раскрывается просветительская роль И.Я. Яковлева.
ü И.С. Максимов-Кошкинский «Буря за бурей» (драма). Удачей драматурга И.С. Максимова-Кошкинского следует считать колоритный образ выдающего просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева в драме «Буря за бурей», где глубоко раскрыт демократизм его убеждений.
ü П.П. Хузангай «Поэт и миссионер», «Сегодняшняя поэма» (поэмы). Поэмное мышление позволило Педеру Хузангаю масштабно осмыслить важные проблемы, связанные с дореволюционной культурой народа, воссоздать образ И.Я.Яковлева.
ü П.Т. Петров (Тихон Педэрки) «Мальчик из чувашского села» (повесть). Итогом многолетней художественной исследовательской и краеведческой работы писателя стало появление в печати повести «Мальчик из чувашского села», которая стала одной из самых популярных книг среди молодежи.
ü А.С. Артемьев «Перед бурей» (роман). Роман «Перед Бурей» - талантливое произведение о трагических судьбах видных представителей дореволюционной чувашской интеллигенции.
ü Н.Т. Терентьев «Волны бьют о берег» (драма). Заметным достижением всей национальной драматургии стала драма Н.Терентьева «Волны бьют о берег», где раскрывается историческая роль и значение просветительской деятельности патриарха чувашской культуры И.Я. Яковлева.
Вывод: и в повестях Марфы Трубиной и Тихона Педэрки, и в драмах И.С. Максимого-Кошкинского и Н.Т. Терентьева, и в поэмах П.П. Хузангая, и в романе А.С. Артемьева на переднем плане – показ могучего духа великого просветителя и важнейших его человеческих качеств: трудолюбия, мудрости, уникальной дипломатичности и гибкости, любви к своему народу и уважения ко всем нациям.
5 группа: Образ Ивана Яковлева в искусстве
Цель исследования: выявить работы художников, архитекторов и музыкантов, показывающих образ И.Я. Яковлева
Задача исследования: 1. собрать материал в произведениях искусства, показывающих образ И.Я. Яковлева; 2. выяснить, как отражается образ просветителя в произведениях искусства и какова главная мысль в произведениях искусства.
Эпиграф: Ивану Яковлевичу Яковлеву народ определил статус Бога. Если будем жить в благодарной спасительной молитве Великим Учителям, все – и малое, и огромное в жизни у нас осуществится.
Александр Васильев, композитор
Результаты учащихся:
- Брукманн «Яковлев» (портрет);
- В.А.Зотиков «Портрет И.Я.Яковлева»;
- А.Архипова « И.Я.Яковлев» (портрет);
- И.В.Дмитриев «И.Я. Яковлев в последние годы жизни» (картина);
- Ю.И.Богдяж «И.Я.Яковлев в детстве» (картина);
- Н.В. Овчинников «И.Я. Яковлев в Ходарской сельской школе» (картина);
- Н.В. Овчинников «И.Я. Яковлев на приеме у Николая II» (картина);
- П.Сизов. Серия иллюстраций «И.Я. Яковлев»;
- И.И. Григорьев. Проекты института музея И.Яковлева:
- Д.Народецкий, Г. Саевич «Памятник основоположнику чувашской письменности И.Я. Яковлеву»;
- Л.Я. Тихонов. Медаль «И.Я. Яковлев»;
- В.П. Нагорнов «Памятник И.Я. Яковлеву»;
13. А.Г. Васильев. Опера «Иван Яковлев»;
14. Фильм о великом просветителе. К 100-летию чувашской письменности Московская киностудии «Центрнацфильм» создал научно-документальный фильм под названием «Дело его жизни» повествующий о выдающемся чувашском просветителе Иване Яковлевиче Яковлеве – основателе Симбирской чувашской учительской школы, положившем начало и чувашской письменности.
Фильм построен - целиком на документальных материалах. Перед зрителем проходит яркая, героическая жизнь и общественно-педагогическая деятельность человека, пятьдесят лет работавшего над национальным подъемом родного народа.
Автором сценария, режиссером-постановщиком фильма стал лауреат премии имени М.В. Ломоносова Д.Э. Дубинский.
Вывод: Образ просветителя чувашского народа Ивана Яковлевича Яковлева в произведениях искусства отражён полно, ярко, многогранно. Фрагменты жизни и деятельности великого просветителя запечатлены в разных видах искусства: и в музыке, и в живописи, и в фильме, и в архитектуре