System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.e2kibjas.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 КПМО / МБОУ «СОШ №33» г. Чебоксары / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:


МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №33 имени героя России сержанта Н. В. Смирнова" города Чебоксары Чувашской Республики




Общешкольное родительское собрание состоится 19 сентября в 18:00



директор
Григорьева Луиза Васильевна
Сайты учителей
История школы
Коллектив школы
Администрация
Методическая страничка
Учителя
ШМО учителей естественно-научного цикла
ШМО учителей иностранных языков
ШМО учителей русского языка и литературы
ШМО учителей чувашского языка и литературы
Контактная информация
КПМО
Курс основы религиозных культур и светской этики
Материально-техническая база
Методическая страничка
НСОТ
Основные документы
График работы и план мероприятий
Нормативные документы
ООПНОО
Отчет о результатах самообследования ОУ
Расписание
Устав школы
Учебный план
Публичный отчет
Родителям
Советы психолога
Сайты классов
Сайты педагогов
Структура ОУ
Электронные образовательные ресурсы для обучающихся
Фотоотчеты
Get Adobe Flash player
КПМО

Утверждено:

Приказом  № 246 от 30.11.2007 года  

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №33

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ СЕРЖАНТА СМИРНОВА НИКОЛАЯ ВАЛЕРЬЕВИЧА» Г. ЧЕБОКСАРЫ НА ПЕРИОД С 2007 ПО 2011

ГОДЫ

Протокол № 4 от 30.11.2007 года заседания управляющего совета

Содержание:




  1.  Нормативное основание программы развития, принципы ее  реализации
  2. Анализ результативности образовательного процесса

  3. Структурирование проблем, вытекающих из анализа развития школы на современном этапе
  4. Концептуальное обоснование программы развития

  5. Направления, задачи, поэтапный план развития
  6. Ожидаемые результаты развития школы
  7. Управленческие механизмы реализации программ развития 

1. НОРМАТИВНОЕ ОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ, ПРИНЦИПЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ



Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

Программа развития МОУ «СОШ №33» города Чебоксары разработана на основе Закона РФ «Об образовании» (1992 г.), проекта Закона РФ «Об образовательных стандартах основной школы», «Типового положения об общеобразовательном учреждении» (1997 г.) и проекта «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» (2000 г.), ее идеи тесно связаны с городскими целевыми программами образования. Программа развития школы определяет цели воспитания и образования с учетом приоритетов и стратегии государственного образования в государственной политике, помогает построить концепцию развития, наметить и структурировать приоритетные проблемы, разработать направления, задачи перехода к новой школе, а также план действий и поэтапную их реализацию в течение 5 лет.

Программа развития призвана определить стратегию обновления учебного учреждения, создать организационную структуру и механизм ее реализации. Стратегия развития определяется решением следующих задач:

обновление деятельности отдельных звеньев образовательного уч­реждения;

введение модульных изменений, то есть нововведений, не связанных между собой различных педагогических систем на 1, 2, 3-й ступенях обучения учащихся.



Основные принципы программы развития школы



Принцип гуманизации предполагает: реальное соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленных Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными до­кументами; утверждение непреходящей ценности общекультурного че­ловеческого достояния, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие науки, культуры, литературы и искусства.

Принцип сотрудничества - построение взаимоотношений в школе на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении учителей, повышающих уровень самооценки учеников, на взаимном уважении и доверии учителей, учеников и родителей в соответствии с принципами ненасильственного общения.

Принцип развивающего обучения предполагает: отказ от репродук­тивных методик и применение методов творческой мыслительной дея­тельности и самообразования учащихся; развитие умственных способностей; использование новейших педагогических технологий, с помощью которых формируются навыки рационального умственного труда.

Принцип индивидуализации обучения предполагает: всесторонний учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование па этой основе личных планов, программ стимулирования и коррекции развития учащихся; повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

Принцип дифференциации предполагает: выявление и развитие у учеников склонностей и способностей к работе в различных направлениях изу­чаемых наук и на различном уровне в зависимости от личных качеств обу­чающихся; формирование классов, групп с учетом индивидуальных особен­ностей учащихся, что может отражаться в построении учебного плана.

Принцип целостности предполагает: построение деятельности школы на основе единства процессов развития, обучения и воспитания учащих­ся; создание сбалансированного образовательного пространства, учиты­вающего комплекс отраслей знаний в содержании образования, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.

Принцип междисциплинарной интеграции содержит выход на смежные науки, координацию курсов на основе этого принципа. Здесь можно говорить о двух уровнях: интеграция внутри самого предмета и интеграция внешняя, предполагающая передачу выходящих за рамки предмета отдельных элементов в другие курсы вплоть до создания междисциплинарных курсов.

Принцип системности предполагает преемственность знаний, т.е. «родственные» отношения повторения и учения на всех ступенях образования.

Принцип вариативности. Поскольку одной из задач обучения в школе является комплексное образование, дающее возможность выпускникам поступить в вузы гуманитарного, социально-экономического, естественно­научного, медицинского профилей, то системой обучения и программами должны быть обеспечены факультативные и специализированные курсы, интегрирован принцип вариативности программ и учебной литературы, подачи материала.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА



Школа была открыта 1 сентября 1968 г.

Контингент учащихся и учителей сохраняет традиции школы №33 и исчисляет свою историю с момента ее открытия в 1968 году. Школа работает в одну смену.

Продолжительность урока - 45 минут.

Занятия проводятся шесть дней в неделю на 1-й , 2-й и 3-й ступенях образования.

Обучение в школе ведется на основе Российской федеральной программы трехуровневого образования:

1-я ступень (уровень) - 1-4-е классы.

2-я ступень (уровень) - 5-9-е классы.

3-я ступень (уровень) - 10-11-е классы.

Учебно-материальная база школы позволяет организованно, на со­временном уровне проводить учебно-воспитательную работу с учащимися. В школе оборудован 1 компьютерный кабинет. 35% учителей работают на персональном компьютере. В перспективном плане стоит задача дальнейшего обучения учителей работе с компьютерным оборудованием через районную систему компьютерного всеобуча и института образования ЧР. Большинство учебных кабинетов имеют специальное оборудование. Кабинеты химии, физики, технического труда, обслуживающего труда, информатики, биологии оборудованы в соответствии с рекомендациями МО ЧР. Школьный комплекс располагает актовым залом, спортивным залом, спортивной площадкой, столовой, библиотекой, медицинскими и стоматологическим кабинетами для оказания экстренной медицинской помощи.



Распределение кадрового состава по категорийности



Из 48 педагогов один имеет звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики», два - звание Отличника народного образования, два- Почетных работника, два - награждены Почетной грамотой МО РФ. Школа располагает высококвалифицированными педагогическими кадрами.

Высшая квалификационная категория - 3 педагога;

Первая квалификационная категория - 22 педагогов;

Вторая квалификационная категория -14 педагогов;

8-11 разряды - 9 педагогов.

Распределение кадрового состава по стажу работы



 
Пенсионеры -2 педагога;
Педагоги со стажем работы 20-25 лет- 20 человек; Педагоги со стажем работы 15-20 лет - 10 человек; Педагоги со стажем работы до 10 лет - 11 человек; Молодые специалисты - 5 человек.

Из анализа полученных данных видно, что коллектив стабилен, обновление происходит незначительное, но наблюдается постепенное старение учительских кадров.

Школа стабильно развивается. Планируется сохранение контингента. По данным социологического исследования микрорайона школы, численность контингента детских садов, а, следовательно, количество первоклассников не будет резко изменяться. Есть проблема нехватки мест в дошкольных учреждениях. Возникает объективная проблема подготовки детей к школе.

В последние годы наметилась тенденция к снижению уровня посещаемости дошкольных учреждений детьми, поступающими в первый класс (около 20%). Уровень их подготовленности к школе становится предметом заботы родителей и будущих учителей 1-х классов. Именно поэтому для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, через блок дополнительного образования необходимо организовать группы подготовки детей к школе с целью выравнивания стартовых возможностей и развития мотивации к обучению. Это в значительной мере облегчит ребенку переход в школу, сохранит и разовьет его интерес к познанию в условиях школьного обучения. Результатом всего хода нормального развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является такая подготовка к школе, которая позволит ему не только подготовиться к изучению школьных предметов, но и осознать самого себя, свои возможности и индивидуальные особенности, уметь общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

На современном этапе развития школы педагогический коллектив успешно освоил программы расширенного образования.

В школе реализуются программы:
Л.В. Занкова;
БУП 2005 г;
в начальном звене выделены часы школьного компонента на изучение иностранного языка;
за счет часов ГПД развиваются творческие способности учащихся, формируются навыки исследовательского труда;
предпрофильное и профильное обучение.

Учителями школы разработаны и апробированы пред профильные и элективные курсы для детей с повышенной мотивацией к обучению.

В результате анализа сложившейся ситуации можно сделать вывод о необходимости создания условий для детей, способных к интеллектуальному труду, в рамках общеобразовательной школы за счет формирования профильной линии обучения. Чтобы добиться высоких показателей в олимпиадах и конкурсах, необходимо продолжить индивидуальную работу с одаренными учащимися, привлечь к работе преподавателе вузов, активизировать учебно-исследовательскую деятельность школьников в рамках научного общества.

Данный вывод подтверждается и результатами социологических исследований родительского коллектива.



Социологическое исследование родительских потребностей

(в опросе участвовали родители детей двух классов из параллели с 2-го по 8-й классы)



п/п

Потребности

Учебный год





2005/06

2006/07

1

Необходимость функционирования в школе профильных классов

49%
82 %
2

Необходимость расширения и углубления знаний по предметам естественно-математического цикла

45 %
71 %
3

Необходимость расширения и углубления знаний по предметам гуманитарного цикла

30%
45%
4

Развитие существующих в школе классов с расширенными образовательными услугами

55 %
60%
5

Необходимость изучения иностранного языка со 2- го класса

80%
100%
6

Необходимость функционирования общеобразовательных классов

90 %
68 %
7

Необходимость профильного обучения на 3-й ступени образования

100%
100%

Анализ таблицы показывает, что существует востребованность поливариантного образования в общеобразовательной школе со стороны родителей.


Результатом социологических исследований явилось формирование реального социально-образовательного заказа.


Образование в школе должно быть:
  • личностно ориентированным, эковалеологически и психологически обеспеченным;

  • широким, универсальным, системным, комплексным, мировоззренческим; обеспечивающим высокий уровень развития ребенка;

  • имеющим гуманистический характер, должно способствовать воспитанию и формированию высоконравственной личности;

  • учащиеся должны стремиться учиться, образование должно прививать технологию самостоятельного приобретения знаний, выводить учащихся на творческий уровень обучения;

  • в школе следует культивировать традиции интеллигенции;

  • приобретенные знания должны стать активными, то есть применимыми в творческом профессионализме на пользу общества;

  • школьное образование должно содержать и определенное про­фильное образование, включающее в себя требования социального заказа (изменяемый во времени компонент образования);

  • школьное образование должно обеспечивать международный уровень современного образования, включающий в себя развитие творческого потенциала личности.





  • Таким образом, наше образовательное учреждение - это школа, где:

  • прежде всего заботятся о телесном и душевном здоровье учеников;

  • хорошо учат по всем предметам;

  • существуют порядок и дисциплина, преподают интеллигентные педагоги, имеются высокие традиции;

  • важен комплекс дисциплин, а не только углубленное изучение отдельных предметов;

  • родителям нравится новаторство, и они, как правило, с удо­вольствием откликаются на эксперименты, когда видят в них «золотое зерно»;

  •           обучение, развитие и воспитание базируются на новом оборудовании (как   материально-техническом, так и теоретико- методологическом);

  • оплата труда должна быть адекватной усилиям педагогов;
  • уважается личность ребенка;
  • осуществляется не только интенсивная учебная жизнь, но достаточно высокий уровень развития внеурочной деятельности учащихся (много спорта, туризма, экскурсий, кружков); педагоги и администрация заботятся о детях не только во время зимне-весенних каникул, но и летом;

  • обеспечено качественное питание;

  • господствует толерантный и доброжелательный психологиче­ский климат;

  • и учителю, и ученику предоставлена возможность творчества.


В ходе выбора направлений развития школы постоянному анализу подвергается показатель уровня успешности и качества обученности учащихся. Результаты диагностики учащихся стабильны и могут быть выведены на новый уровень за счет изменения в содержании образования для отдельных категорий учащихся. Школьные мониторинговые исследования подтверждаются диагностическими данными и результатами независимых аттестационных исследований, проводимых в рамках реализации столичной программы контроля за качеством школьного преподавания.

Ежегодно школа имеет в своем потенциале выпускников, получающих медаль «За успехи в обучении». Так, за исследуемый период (2004-2007 гг.) серебряной медалью по окончании школы были награждены 9 выпускников, аттестаты особого образца по окончании 9-го класса имели 4 ученика. Следует отметить и такой факт, что выпускники основной школы, успешно окончившие 9-й класс, беспрепятственно поступают в средне-специальные учебные заведения, имея базовую подготовку нашей школы.

Анализ результативности обучения подтверждает факт наличия в школе достаточного количества учащихся, способных к обучению на повышенном и профильном уровнях.

В течение всего времени своего существования школа развивалась как учреждение адаптивного вида для различных категорий учащихся. С 1997 года в школе функционируют классы коррекционно-развивающего обучения.

Стабильные результаты освоения программ коррекционно-развивающего обучения доказывают тот факт, что в школе сложилась серьезная система использования вариативных программ для максимально эффективного процесса воспитания, развития и обучения детей с различными способностями к обучению, мотивационными установками и образовательными потребностями.

Перспективы послешкольной ориентации выпускников основной

школы классов КРО



Учебный год

Количество
учащихся,
получивших
основное
образование
%
учащихся, продолжающих образование в колледжах и других
профессиональн ых
образовательных учреждениях
%
учащихся,
продолжающи
х обучение в
рамках
основного
общего
образования
%
учащихся, поступивши х на работу по
окончании 9-го класса
2004/05
21
53%
4%
0%
2005/06
18
45%
55%
0%


Мониторинг послешкольного определения выпускников классов КРО характеризует успешное функционирование в рамках общеобразовательной школы коррекционно-развивающего компонента образования.

На основе проведенных психолого-педагогических исследований качества обученности можно сделать следующие выводы.

    • Уровень обученности стабилен. Изменение наблюдается в про­центном выражении качества обученности в зависимости от ступени обу­чения: так, на первой и третьей ступенях школьного образования качество обученности выше, чем в 7-8-х классах основного общего образования. Де­тальное определение причин и следствий данного процесса позволит спла­нировать деятельность педагогического коллектива по повышению качества обученности учащихся.

    • Уровень обученности зависит от выбранных программ, технологий и методик обучения. Дети, имеющие трудности в обучении и прошедшие окружную медико-психолого-педагогическую комиссию, успешнее осваивают программы коррекционно-развивающего обучения. Категория детей, имеющая повышенный уровень мотивации к обучению, успешно осваивает развивающие программы.

    • Заметно изменение уровня обученности учащихся на 3-й ступени образования, что связано с высоким процентом детей, успешно выстраивающих свою дальнейшую (послешкольную) перспективу образования. Данному процессу способствует целенаправленная работа по предпрофильной и профильной подготовке учащихся.

    • Качественность достигнутых результатов нельзя рассматривать без анализа социального состава обучающихся в школе. Общеизвестен факт, что социальная среда обитания прямо или косвенно влияет на состояние и развитие личности. Изменение социального статуса горожан побуждает их к изменению условий среды обитания, а следовательно, промышленно перегруженные районы становятся объектом перманентной миграции населения, откуда выбывают социально успешные граждане и куда пребывают социально нестабильные мигранты. Следовательно, социальный состав семей обучающихся в школе требует дополнительных исследований.




Сведения об изменении социального состава учащихся



Социальное положение семьи
Учебный год


2005/06
2006/07
Всего учащихся
549
495
Количество полных семей
346
341
Количество неполных семей
226
207
Дети матерей-одиночек
61
69

Количество учащихся из неблагополучных семей

67
64
Количество учащихся из многодетных
семей
30
31

Количество учащихся, получающих б/п питание

4
4

Количество детей, находящихся под опекой и попечительством (детей-сирот)

3
2

Количество детей из семей, где оба родителя имеют высшее образование

8%
9%

Количество детей из семей, где оба родителя работают

93%
94%

Количество детей из семей, где работает только один из родителей

6%
6%

Количество детей из семей безработных

4
4

Количество детей из семей, для которых русский язык неродной

со
4

Выводы.

Весьма стабильным для школы является показатель социального состава учащихся, что позволяет планировать работу и прогнозировать результаты.

Особую озабоченность вызывает большое количество неполных семей (почти треть) и постоянная тенденция к росту их доли в общем составе семей школьников. Необходимо, с одной стороны, организовать психологическое обслуживание проблемных семей с целью предотвращения их распада, а с другой - создать систему своевременной и постоянной психолого-педагогической помощи детям, ставшим «жертвами» разводов родителей.

Социальный портрет школы был бы неполным без карты «Здоровья» учащихся школы.



Карта «Здоровья»



Количество
Учебный год


2004/05
2005/06

Детей, имеющих хронические заболевания при поступлении в 1-ый класс

8%
11%

Детей, имеющих хронические заболевания при поступлении в 5-ый класс

14%
15%

Детей, имеющих хронические заболевания при выпуске из 9-го класса

17%
18%

Детей, имеющих хронические заболевания при выпуске из 11-го класса

17%
18%
Детей-инвалидов детства
7
человек
5
человек





При анализе данной ситуации можно выделить два факта.

1. Промышленная зона города существенно влияет на здоровье
проживающих здесь граждан (это подтверждается исследованиями независимых
экологических организаций).

2. Школа несет ответственность за здоровье будущих граждан России.

Развитие поливариантных компонентов образовательной среды должно способствовать сохранению здоровья учащихся.

Кроме проблем, возникающих с физическим здоровьем учащихся, школа диагностирует и качество морально-нравственного здоровья детей с целью выбора направлений работы с детьми, склонными к асоциальным поступкам.



Количество
Учебный год


2004/05
2005/06

Обучающихся, состоящих на внутришкольном контроле

24

19

Обучающихся, состоящих на учете в милиции

7

8


Школа организует целенаправленную работу с данной категорией учащихся. На базе школы постоянно действует Совет по профилактике пра­вонарушений. Социально-психологическая служба школы сотрудничает с центром «Семья», комиссией по делам несовершеннолетних, центром социальной защиты, родительской общественностью школы.

Основные направления по работе с трудными подростками:

  • работа во взаимодействии с внешкольными воспитательными учреждениями;

  • работа социально-психологической службы; s работа по пропаганде здорового образа жизни.


Образовательный процесс опирается на сформировавшуюся воспи­тательную систему школы, в которую включены:

  • органы педагогического и ученического самоуправления и соуправ-ления (Совет школы, педагогический совет, Совет старшеклассни­ков, Совет по профилактике правонарушений, классный коллектив и т.д.); 

  • методическое объединение классных руководителей;

  • социально-психологическая служба; Воспитательная работа направлена на создание условий для форми­рования и развития социально адаптированной личности, способной ис­пользовать полученные предметные знания в дальнейшей учебе и работе.

Школа открыта с 7.00 до 20.00, детям из неблагополучных семей, склонным к девиантному поведению, есть где найти интересное дело. Над проблемой вовлечения в секционно-кружковую работу большего количества детей постоянно работает вся воспитательно-образовательная система школы.

Особое место в воспитательной системе школы занимает блок внеклассного и внеурочного

Количество

Учебный год



2004/05

2005/06

кружков и секций, работающих на базе школы. Из них:

17
16

-спортивного направления

5

со

-художественного-эстетического творчества

10
8

-познавательно-развивающего направ­ления

см

2

Количество детей группы риска, посещающих кружки и секции

20
18



Выводы.

Системная работа дополнительного образования школы позволяет прогнозировать вовлечение во внеурочную деятельность до 60% учащихся.

Творческий подход педагогов к разработке программ внеклассных работ позволяет произвести корреляцию программ базового компонента, спецкурсов и кружков, что позволяет расширить развивающие, образовательные, воспитательные возможности школы.

Целенаправленная работа педагогов способствует стабильному развитию школы.

3. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ, ВЫТЕКАЮЩИХ ИЗ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ



В рамках реализации образовательной программы школы идет постоянный анализ:

социально-образовательных потребностей всех участников учебно-воспитательного процесса; достигнутых результатов образовательного процесса;

          возникающих проблем;

          поиска путей решения проблем.


По результатам анализа деятельности школы можно структурировать комплекс проблем, решение которых поможет вывести школу на новый уровень развития:

школьное образование должно опережающим образом обеспечивать социально-экономическое развитие общества;

школа должна быть, с одной стороны, гарантом стабильности, но с другой - соответствовать быстро меняющимся условиям инфор­мационного общества;

школа должна быть способной удовлетворять новые требования, предъявляемые государством и социумом, в том числе микросоциумом;

программа развития школьного образования должна предусматривать формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления, модернизации в направ­лении расширения доступности образования, повышения его качества и роста эффективности. В этой связи немаловажным является формирование вариативного образовательного пространства на базе муниципальной школы;

Структурирование таким образом проблем позволяет сформулировать

концепцию развития школы, определить цели, задачи, определить «образ»

желаемого результата.

4. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ



Школа № 33 считает своей основной задачей создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями. и интересами, реализацию их потенциальных возможностей через презентацию различных образовательных программ.



Основная идея концепции.

Образовательная среда школы должна иметь многовариантные компоненты, позволяющие каждому ребенку сделать выбор для построения индивидуального образовательного маршрута, удовлетворяющего потребность в получении качественного образования детям с дифференцированными склонностями, способностями и интересами.



Обоснование актуальности главной концептуальной идеи.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с дифференцированными склонностями, способностями и интересами, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Насущность этой задачи становится особенно отчетливой при обращении к государственной программе «Дети России», ключевые составляющие которой -подпрограммы: «Развитие социального обслуживания семьи и детей»; «Одаренные дети»; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; «Физвоспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации»; «Культура России»; «Молодежь России»; «Развитие образования». Эта же задача акцентирована в городских программах образования как одна из важнейших, связанных с положительной динамикой социального климата в г. Москве, существенным образом влияющей на снижение рисков деструктивного поведения молодежи и одновременно позволяющей значительно повысить качество жизни каждой семьи, создать благоприятные условия для выбора молодыми людьми достойной профессии, всесторонней социальной адаптации.

Важнейшая проблема, которую должна решить школа в этой области, -выработка методики и технологий построения индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка, обладающего диф­ференцированными склонностями, способностями и интересами, при сохранении основ классно-урочной системы.

Формирование индивидуальных образовательных маршрутов для учащихся, нуждающихся в многосторонней адаптации с учетом их диффе­ренцированных способностей, склонностей и интересов в рамках поливариантной образовательной среды, позволит сохранить и развить их потенциал, успешно адаптироваться им как личностям в социуме и одновременно сделать их социально востребованными, т.е. подготовить почву для оптимальной реализации их в социокультурной среде, социальной и экономической жизни, в самосоздании и самосовершенствовании личности.

Развитие школы в средне- и долгосрочной перспективе будет направлено на работу с детьми, обладающими дифференцированными способностями, склонностями и интересами, что соответствует подходу, изложенному в программах «Дети России» и «Одаренные дети», именно это направление развития школы должно позволить ей стать полноценным центром образования.

Особое место в системе работы с детьми, обладающими вариативной мотивацией, дифференцированными способностями, склонностями и интересами занимает теория, методика и технологии экологии учения, образовательной адаптивности, рассматривающие образование как диалог мира взрослых и мира детей, основанный на взаимной толерантности, принятии и уважении ценностей суверенной личности, педагогике сотрудничества. Образование по своей сути является главным способом трансляции культуры и -осознанно или неосознанно - воспроизводит основные мировоззренческие и ценностные установки, господствующие в окружающем социо-культурном пространстве. Обучение формирует знания и ценности, которые позволяют человеку встроиться в традицию, сохранить эту традицию и позднее передать ее последующим поколениям. Одна из важнейших особенностей культурной ситуации, сложившейся как в западной, так и в отечественной культуре, - глубокий кризис культурных установок нового времени, проявившийся в методологической исчерпанности двух ключевых оппозиций: идущей из античности оппозиции души и тела в человеке, а также оппозиции между человеком и окружающим его миром. Основные философские течения конца XX - начала XXI в. говорят о необходимости формирования нового представления о человеке как целостном существе, объединяющем соматические и интеллектуальные характеристики и говорящем с окружающим миром не на языке власти и насилия, а на языке гармонии и согласия. Этот ключевой для современной культуры вектор и находит свое отражение в концепции развития поливариантных компонентов образовательной среды, адаптирующих образовательные возможности ученика. Следует уточнить, что подразумевается под образовательной средой общеобразовательной школы.

Во-первых, совокупность возможностей для обучения учащегося, а также для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов.

Во-вторых, средство обучения и развития. Таким средством образо­вательная среда становится не только «в руках» педагога, но и «в руках» учащегося. Если последний сам выбирает или выстраивает для себя обра­зовательную среду, то в этом случае учащийся становится субъектом само­развития, а образовательная среда - объектом выбора и используемым средством.

В-третьих, предмет проектирования и моделирования. Так, образо­вательная среда конкретной школы сначала теоретически проектируется, а затем практически моделируется в соответствии с целями обучения, специфическими особенностями контингента детей и условиями школы.

В-четвертых, объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга, необходимость которых диктуется постоянной динамикой образовательной среды.

Образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности.

В качестве особой образовательной среды выступает именно общность взрослого и ребенка, через которую нужно рассматривать, что происходит с человеком в процессе его развития и присвоения им аксеологических норм и образцов.

Предлагаемая образовательная парадигма, объединяющая в себе педагогику поддержки и педагогику авторитета и одновременно исключающая педагогику манипуляции и педагогику авторитарности в соединении с построением в ее рамках для каждого учащегося индивидуальной образовательной траектории, позволит создать образовательную среду, необходимую для сохранения и развития уникальности личностных черт каждого учащегося, в сочетании с успешной социальной и профессиональной адаптацией выпускников к условиям современного московского мегаполиса и в соответствии с их вариативной мотивацией, их реальными и весьма дифференцированными интересами, склонностями и способностями.

Главное направление исследовательской и экспериментальной дея­тельности школы в развитии заявленной концепции - моделирование по­ливариантных компонентов образовательной среды для детей, об­ладающих дифференцированными способностями, склонностями и интересами.



Они очевидным образом распадаются на несколько блоков:

разработка технологий выявления дифференцированных способностей, склонностей и интересов учащихся, их типологизация, опре­деление направлений адаптации стандартной образовательной среды в соответствии с этой типологией. Наиболее валидный способ выявления дифференцированных способностей, склонностей и интересов учащихся -не только система тестов и наблюдение в искусственно смоделированной ситуации, но, прежде всего, - длительный мониторинг в естественных условиях в совокупности с экспериментальными исследованиями;

построение образовательного пространства, позволяющего развить и социализировать дифференцированные способности, склонности и интересы, учитывающего возможные варианты сценариев адаптации стандартной образовательной среды в соответствии с реальными запросами учащихся с дифференцированными способностями при сохранении основ классно-урочной системы. Развитие различных компонентов образования в рамках общеобразовательной школы является весьма благоприятной средой для решения данных задач;

проектирование особой образовательной среды развивающего типа, в которой должна произойти смена приоритетов: с дидактических компонентов на психологические. При этом базовый уровень «знаний - умений - навыков» превращается из цели обучения в средство актуализации познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся. Хорошими условиями для решения поставленной задачи являются система развивающих часов, конкурсов, олимпиад, практических работ и проектов, имеющих социально-актуальный, а не только обучающий смысл, а также использование дифференцированных по уровням, времени и способам усвоения программ по базовым предметам.



Основные приоритеты развития школы.

1. Развитие разных форм мотивации к образовательно-социальной
деятельности учащихся массовой общеобразовательной школы с диффе-
ренцированными, латентными и выраженными интересами, склонностями и
способностями.

2. Диагностика, развитие и социализация учащихся массовой общеоб­разовательной школы с вариативной мотивацией к образовательно-социальной деятельности и с дифференцированными, латентными и выраженными интересами, склонностями и способностями в условиях формирования поливариантных компонентов образовательной среды.

3. Разработка практико-ориентированной модели образовательного уч­реждения, обеспечивающего выявление, диагностику и мониторинг, психологическое и организационное сопровождение, педагогическую поддержку, развитие и успешную многостороннюю социализацию учащихся массовой общеобразовательной школы с вариативной мотивацией к образовательно-социальной деятельности и с дифференцированными, латентными и выраженными интересами, склонностями и способностями.



Итоговое направление целей образования на основании концепции «Развитие поливариантных компонентов образовательной среды общеобразовательной школы»



Характеристики целей по

Уровн ям

типам


Классическая
Реальная
Социальная


Классическая цель образования ведет к созданию условий, в которых может развиться свободная и ответственная личность

Реальная цель образования - это функциональная деятельность. Реальная цель предполагает образование для получения
профессии, полезных жизненных навыков и умений, совершения определенной профессиональной и социальной карьеры,
Социальная цель образования ведет к созданию условий, в которых может сформироваться человек,
ориентированный на добро и активное социальное взаимодействие.



получения




достойного места в




жизни.


Генера

- Формирование

Дать ученику

Формирование

льные

гармонически развитой,

практико-

личности, нацеленной


нравственно и

ориентированное

на успех, социальную


физически здоровой

образование с

солидарность,


личности с высоким

преподаванием

адаптацию к


уровнем внутреннего

предметов на

социальным условиям


контроля и

высоком уровне

и обстоятельствам


саморегуляции,




ориентированное на




свободное творческое




развитие.




- Воспитание




«внутреннего




человека», склонного к




самосовершенствовани




ю и самодеятельности



Страте

- Особое внимание -

- Моделирование

- Создание системы

гическ

развивающейся

поливариантных

соуправления школой,

ие

деятельности, прежде

компонентов

где учащиеся и


всего формированию

образовательной

родители - субъекты


характера и воли,

среды:

управления


устойчивая мотивация

общеобразовательно

- Использование


познания.

го, коррекционно-




- Разработка и

развивающего

дифференциальной




гимназического,

индивидуально-


использование

профильного.

групповой системы


программ интеграции



обучения,


курсов

- Разработка и

предполагающей


(преемственности по

использование

разработку


вертикали и связей по

программ для

индивидуальных трасс


горизонтали),

развивающего

обучения каждого


разработка и

обучения на основе

ученика.


использование

спецкурсов,

- Индивидуализация


взаимосвязанных

построенных по




учебных,

принципу модулей

методического почерка


воспитательных,

взаимно

педагогов,


развивающих программ

дополняющих друг

психологизация,


философски -

друга и

профессиональная


мировоззренческой,

существующих

рефлексия и


эстетической,

самостоятельно

самопроектирование


нравственной,

- Введение системы

личностного и


правовой,



профессионального


патриотической и

мер,

роста педагогических


физической

предусматривающих

работников.


направленности.

непосредственную




ответственность



- Использование для

учителя за результат


раннего и
сознательного выбора будущей профессии умений и навыков саморегуляции, самопроектирования и рефлексии

педагогических воздействий


Тактич еские

-Приоритетное внимание психологизации к творчески-продуктивному характеру педагогической деятельности в школе, организации развивающей психолого-педагогической среды с использованием разновозрастных объединений учащихся и социально значимых акций во внешкольной среде

Организация современного образовательного процесса с новыми взглядами на позицию ученика и новое содержание образование.

Внедрение программ, наполняющих различные компоненты образовательной среды.

Комплектование классов равных способностей (профильных, базовых, КРО).

Создание М/О по направлениям экспериментальной деятельности и постоянно действующих методических советов по инновационно-экспериментальной работе.


Формирование среди педагогов микрогрупп по различным основаниям для активизации инновационного и творчески-продуктивного педагогического процесса.

Комплектование разноуровневых классов с сохранением преемственности между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики, психологической комфортности, предполагающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание и в школе, и на уроке атмосферы, расковывающей детей.

Предложение разнообразных вариантов и форм дополнительного образования.

Максимальный ориентир на творческое начало учебной деятельности школьника, приобретение им собственного опыта творческой





деятельности

Операт ивные

- Выделение в планах
воспитательной
деятельности
первостепенных
педагогических
событий, которые
формируют
познавательную
активность учащихся.
-Использование средств из арсенала педагогики
сотрудничества, в том числе субъект-субъектного взаимодействия «учителя-ученика», взаимной презумпции уважения, прав на ошибку, слабость, защиту и т.п.
-Создание системы диагностики, обеспечивающей распределение и перераспределение групп и потоков учащихся в УВП.
-Укрепление производственной и ученической дисциплины с использованием правил, инструкций, приказов, поощрений и наказаний.
-Обеспечение эффективного функционирования всех структурных элементов школы на основе
многоуровневого управления.
-Формирование прозрачной и развивающей информационной среды в педагогическом коллективе (система подразделений педсовета -консилиумов, малых педсоветов, семинаров, «круглых столов» и т.п. )
-Создание системы целенаправленного воздействия на способности, склонности и интересы учащихся для двусторонней адаптации системы образования к их запросам.

Ситуат ивные

Предоставление возможности в случае изменения образовательных приоритетов получить квалифицированную психолого-педагогическую помощь с последующей коррекцией личностной траектории образования.




Исходя из общих целей, принципов, содержания образования опреде­ляются компоненты образовательной среды, подвергающиеся развитию, формированию и изменению с целью способствования формированию ин­дивидуальных образовательных маршрутов для детей с дифференциро­ванными склонностями, способностями и интересами.

Структура ступеней образования



Возраст, традиционная структура, тип образования

Ступени образования

Задачи, решаемы школой на данной ступени

7-10 лет. Начальная школа (общее начальное образование)

I ступень
- овладение учебным материалом, т.е. создание прочной базы знаний, необходимых для поступления в гимназические классы основной школы;
- формирование у ребенка эвристических действий (ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не должен быть закован в строгие рамки универсальных предписаний);
- развитие личнообразующей линии, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценка того «чем я был» и «чем я стал»;
- поддержание активности учащихся как субъекта деятельности, т.е. способствовать развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваивания материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения, т.е. пролонгирование формирования положительной мотивации к учению;-формирование начала развития общих способностей детей и их диагностика;
- формирование необходимых для будущего образования знаний, умений и навыков, способных стать основой будущих компетентностей, формирование умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности (перехода от решении системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной действительности);
- развитие социальной и социально-психологической ориентации в человеческой действительности;
- психологическая адаптация младших школьников к учебному процессу;
- начало формирования коммуникативных навыков;



- поддержка, закрепление и развитие усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей

5-9 классы.
Основная
школа (общее
основное
среднее
образование)
II ступень «Базовое предпрофиль ное
образование»
- поддержание развития интеллектуальной активности подростков, повышение мотивации обучения с помощью диагностики общих и специальных способностей т.е. формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
- повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей, их диагностика;
- начало формирования навыков культуры умственного труда;
- формирование коммуникативных и начало формирования рефлексивных навыков;
- формирование общих и специальных умений и навыков;
- формирование ключевых культурно-образовательных компетентностей, характеризующих выпускника школы как образованного молодого человека;
- помощь подросткам в сохранении человеческого достоинства и в достижении позитивных результатов в образовании , саморазвитии, общении, образе жизни, вообще в самореализации;
- создание условий для обеспечения развития одаренных детей
10-11 классы.
Полная
средняя
школа
(полное
общее
среднее
образование)
4-ый модуль
«Профильное
образование»
- использование навыка самоконструирования. Формирование научного стиля мышления, который, являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развития потребности в самосовершенствовании, формирования способности к самостоятельному добыванию знаний, т.е. освоение фундаментальных теоретических основ наук;
- развитие социальных и практических способностей учащихся;

овладение специальными приемами мыслительной деятельности;

формирование целостной картины мира;

овладение навыками научно-исследовательского труда;

психолого-педагогическая диагностика профессиональной, интеллектуальной деятельности;

использование всего комплекса культурно-образовательных компетентностей, формирующих современную личность;

ориентирование в мире знаний, профессий, человеческой деятельности.

5. НАПРАВЛЕНИЯ, ЗАДАЧИ, ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ



Направления развития школы в соответствии с заявленной концепцией.
1. Обеспечение потребности учащихся в обучении на повышенном уровне сложности и в получении дополнительного образования.
2. Осуществление образовательного процесса на принципах уровне-вой и профильной дифференциации в соответствии с типами и видами реализуемых программ.
3. Построение образовательной траектории развития ребенка в соот-
ветствии с современными требованиями общества.
 
4.  Психолого-педагогическое сопровождение деятельности всех участников
учебно-воспитательного процесса в процессе развития поливариантных
компонентов образовательной среды.



Задачи развития школы.

Изучение теоретических аспектов проблемы выявления и развития вариативности мотивов социально-образовательной, социально-культурной и социально-адаптирующей деятельности ребенка, подростка, молодого человека.

Совершенствование структуры и содержания компонентов образовательной среды для удовлетворения образовательных потребностей учащихся с дифференцированными, латентными и выраженными интересами, склонностями и способностями.

        Совершенствование психолого-педагогической системы выявления, предварительной и уточняющей диагностики, поддержки и развития дифференцированных, латентных и выраженных интересов, склонностей и способностей учащихся, включающей в себя:

разработку и апробацию комплекса диагностических методик, направленных на выявление природосообразных оснований построения индивидуальных образовательных маршрутов;

формирование адаптивной образовательной среды, предусматривающей многостороннюю вариативность и диверсификацию образовательных путей для каждого учащегося с опорой на его мотивы, способности, склонности и интересы;

формирование структуры элективных социоадаптирующих курсов по выбору учащегося, охватывающих все предметные области; системы олимпиад, творческих конкурсов, фестивалей, социально направленных развивающих, обучающих и воспитывающих творческих проектов.

Совершенствование системы организационного и психологического сопровождения работы с детьми, обладающими такими ресурсами личностного развития и социальной адаптации, как вариативные мотивы к социально-образовательной деятельности, дифференцированные по различным основаниям явные и латентные интересы, склонности и способности.

План поэтапной реализации задач развития школы.

Реализация концепции предполагает следующие этапы.



2007/08 учебный год - подготовительный этап, включающий ди­агностическую, прогностическую и организационную деятельность.

У Обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению и диагностике оснований дифференциации учащихся для обучения в классах с различными образовательными компонентами, по индивидуализации учебных планов и программ; по организации и проведению мероприятий конкурсного и олимпиадного характера.

Продолжение работы над концепцией, изучение теоретических аспектов проблемы выявления и развития мотивов социально-образовательной деятельности, ресурсов личностного развития ребенка, планирование и прогнозирование необходимой исследовательской и экспе­риментальной деятельности (ИЭД).

Совершенствование кадрового, научного, материально-технического обеспечения концепции, работа с документацией, оптимизация системы отбора и комплектования экспериментальных классов.


2008/09 и 2009/10 учебные годы - практический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы и ОЭД.

Совершенствование существующей системы адаптации вариативно мотивированных учащихся с дифференцированными способностями к стандартной среде массовой общеобразовательной школы в 2-х, 5-х, 8-х классах, охватывающих все предметные области -2005-2007 гг. с последующей доработкой. А именно:

совершенствование деятельности школы по работе над общеобразовательным (базовым) компонентом;

совершенствование деятельности по работе над коррекционно-развивающим компонентом образования;

выведение на уровень трансляции имеющегося опыта по работе над предпрофильным и профильным компонентами образования;

внедрение в практику работы школы гимназического компонента образования.

Совершенствование системы психолого-педагогических мероприятий по выявлению и актуализации ресурсов личностного развития учащихся -2007-2009 гг. с последующей доработкой.

Совершенствование системы школьных олимпиад, конкурсов, различных игр и проектов, интеллектуальных марафонов, а также принципов анализа результатов районных и городских мероприятий подобного типа -2007-2009 гг. с последующей доработкой.

Совершенствование системы психологической работы, включающей диагностику, позволяющую выявлять психологические особенности ребенка, психологическое сопровождение учащихся в

процессе обучения, психологическое консультирование детей, учителей и родителей по проблемам - 2007-2010 гг. с последующей доработкой.

Создание индивидуальных учебных планов, ориентированных на оптимальную реализацию социального, интеллектуального и творческого потенциала ребенка - 2007-2010 гг. с последующей доработкой.

Совершенствование модели адаптивного образования, заключающееся:

в совершенствовании интегративных учебных планов, направленных на корреляцию дисциплин математического, естественно­научного, гуманитарного, лингвистического блоков;

создании и совершенствовании программ и методик преподавания единого курса социальной адаптации и творческого развития;

совершенствовании программ по математике, физике, химии, биологии, географии, включающих в качестве одного из основопола­гающих элементов принцип интеграции, а также создание методического обеспечения к этим программам - 2007-2009 гг. с последующей доработкой.

Организация рейтинга педагогических работников, способных к реализации концепции развития школы, с обязательным стимулированием их деятельности - 2007-2010 гг.


2009/10 учебный год - практико-прогностический этап, включающий реализацию, анализ, обобщение результатов повседневной работы, прогнозирование и конструирование дальнейших путей развития школы.

Анализ результативности развития школы, определение новых задач, способных совершенствовать пути достижения концептуальных целей, про­ектирование изменения статуса школы, выведение ее на новый уровень развития.

Виды образовательных программ и некоторые признаки организации образовательного процесса для решения задач, стоящих на разных этапах обучения



Вид
образовате
льной
программы

Учителя

Ученики

Программы

Учебники

Технологи и

1.КРО

12-13-й разряд со специаль ной
подготовк ойдля работы в КРО.
Роли: наставник , тренер, помощник
сотрудник
I
праповед ник

Отбор по здоровью

Коррекцион ные.
Специальны е
программы
Можно использова ть учебники базовые и чебные книги
материалы для
реабилитац ионных ОУ
Монтессори технологии,
Вальдорф,
«Народные
школы» по
Толстому, комбиниров анный урок (по Ко-менскому -Ушинскому)

2.Базовый уровень

Все от 8-
14-го
разряда.
Роли:
помощник .сотрудни к, эксперт, контролер

Любой... средний

Традиционн ые

Федеральн ый
комплект +
дидактичес кие
материалы учителя
Традиционн ая
классно-урочная система
3.Повы­шенный
уровень
Все от 11-го
разряда. Роли:
наставник
Отбор по здоровью +
мотиваци я ребенка

Общеобраз овательная

Федеральн ый учебник, учительски й
дидактичес кий
мтериал
Традиционн ая
классно-урочная система +интенсивн
помощник .сотрудни к, эксперт, контролер

ые


4.Про-фильное

обучение



1-2-я

Отбор не

категория.

жесткий,

Роли:

рекоменд

Наставник

ательный
+МОТИВЭЦ

помощник

ия и

сотрудник

диагност

эксперт,

ика

контролер


,тренер


Профильны е

программы,

общеобразо вательные программы по не

профильны м

предметам

Базовые и профильны е учебники +

учительски й

дидактичес кий

материал

Традиционн ая

классно-урочная система.

Развивающ ие,

интенсивны

е,

самоопреде ления


6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ



В результате реализации программы к 2010 г. школа предполагает: 1. Эффективное функционирование поливариантных компонентов образовательной среды школы, а именно; базового, коррекционно-развивающего, предпрофильного, профильного образования.

2. Освоение технологий развивающего обучения, ставшего основой
создания модели образовательной среды, которая обеспечивает расширение
социальных, культурных возможностей и жизненных шансов подрастающего
человека. При этом цели и задачи образования должны быть направлены на
воспитание новых ценностных установок и деятельностных способностей
человека.

3. Создание максимально благоприятных условий для умственного,
нравственного, эмоционального и физического развития личности, развития ее
способностей, мышления и деятельности.

4. Формирование и развитие личности с развитым интеллектом и высоким
уровнем культуры, подготовленной к жизни в гражданском обществе и усвоению
профессиональных и образовательных программ.

5. Повышение теоретического уровня образования, передача детям не
только эмпирических знаний и практических умений, но и высоких форм
общественного сознания (научных понятий, художественных образов, нрав-
ственных ценностей).

6. Формирование устойчивых мировоззренческих позиций на основе
лучших образцов мировой социальной практики.

7. Формирование образовательной парадигмы юного гражданина
«Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь».



Структурирование приоритетных проблем, которые направлены на реализацию программы развития школы.

1. Моделирование различных компонентов образовательной среды.

2. Совершенствование организации УВП в поливариантной образова-
тельной среде.

  1. Модернизация системы управления.

  2. Модернизация методической службы.

5. Определение приоритетных путей сотрудничества педколлектива с
семьей и всеми институтами общества.

7. УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

РАЗВИТИЯ



Стратегические задачи управления школой в условиях развития



1. Моделирование различных компонентов образовательной среды.



Общая целевая установка: формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для модернизации образовательной среды школы в направлении расширения доступности, повышения качества и роста эффективности образования. Организационные задачи.

Разработка системы психолого-педагогического определения и анализа дифференцированных склонностей, способностей и интересов уча­щихся.

Комплектование классов на основе анализа склонностей, способностей и интересов учащихся с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума, рекомендаций медицинских учреждений и на основании заявления родителей.

Формирование творческих групп учителей, смотивированных на работу по новым технологиям в режиме расширения образовательных ком­понентов школы.

Разработка учебных планов, программно-методического обеспечения для новых компонентов, входящих в обновленную структуру образовательной среды в соответствии с заявленной концепцией.



Инновационная составляющая для школы.

 Создание сквозного учебного плана, охватывающего базовый компонент, вариативный компонент и ресурсные возможности блока допол­нительного образования, для единого образовательного пространства в рамках различных образовательных траекторий внутри общеобра­зовательной школы.

Создание спецкурсов, элективных курсов, кружковых программ, расширяющих образовательные возможности школы.



Нормативное задачи.

Разработка дополнительных модулей к образовательной программе школы.

Разработка локальных актов, регулирующих деятельность новых компонентов образовательной среды школы.

         Организация экспертизы с последующим визированием разработанных учителями спецкурсов, элективных курсов, кружковых программ, расширяющих образовательные возможности школы

Мотивационные задачи.

Организация квалифицированных консультаций, теоретических и научно-практических семинаров, «круглых столов», педагогических чтений и т.д.

Поставить под контроль приобретение нового лабораторно-технического оборудования для кабинетов физики, химии и биологии.

Модернизировать информационно-технологическое оборудова­ние школы.

Оборудовать компьютерами рабочие места учителей химии, литературы, истории, физики, математики. Приобрести дополнительно аудио- и видеотехнику для работы учителей словесности и иностранного языка.

Организовать пополнение фонда медиатеки, учебников, художественной и научно-популярной литературы школьной библиотеки и библиотек кабинетов.

Усилить работу по мотивации учителей к разработке нового содержания и новых технологий образования.

 Продолжить стимулирование экспериментальной и результативной деятельности учителей.

Продолжить разъяснительную работу среди родителей по новому содержанию образования.

Усилить работу по разъяснению ученикам, родителям и учителям значения выделения в структуре школы гимназических и профильных классов.



Научно-методическое задачи.

Усилить методическую и дидактическую подготовку учителей.

Освоить современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные, интенсифицирующие процесс обучения.

Организовать работу по подготовке нового учебного плана, соответствующего заявленной структуре школы с гимназическими и профильными классами.

Продолжить отработку сквозных программ по всем составляющим гимназического образования.

Использовать новые учебно-методические комплексы по профилирующим дисциплинам.

 Разработать внутришкольные критерии оценки результативности нововведений.

Усилить методическую работу с учителями по отработке и отслеживанию результатов по базисному государственному стандарту и ЕГЭ в общеобразовательных и гимназических классах.



Задачи по кадровому обеспечению.

Подготовить кадры для преподавания новых предметов. S Осуществлять подготовку кадров для работы в гимназических и профильных классах, для чего: 
 довести профессиональный уровень педагогов до следующих показателей: высшая квалификационная категория - 10%, 1 квалифика­ционная категория - 56%, II квалификационная категория - 40%; по уровню освоения содержания и методики: выше оптимального уровня - 35%. Достигнуть оптимального уровня - 50%. Необходима дальнейшая работа по освоению содержания и методики -15%.
Усилить методическую работу с учителями по отработке и отслеживанию результатов по базисному государственному стандарту в общеобразовательных классах.



Задачи по материально-техническому обеспечению (с возможными

путями финансирования).

 Подготовить педагогические кадры, способные работать в инновационном режиме с использованием современных педагогических технологий, в том числе информационно-коммуникационных.

Обеспечить выполнение мероприятий по реализации программы информатизации учебно-воспитательного процесса и модернизации учебно-лабораторного оборудования.




2. Совершенствование организации УВП в поливариантной обра­зовательной среде.



Общая целевая установка: приведение структуры и организации УВП в соответствии с заявленной деятельностью по созданию поливариантной образовательной среды.

Организационные задачи.

Разработать и постоянно анализировать учебные планы для классов с различными образовательными комплексами.

Создать внутришкольную комиссию по анализу деятельности школы в соответствии с требованиями к технике безопасности и Сан-ПиН 2.4.2.1178-02 от 28.11.2002, введенными в деятельность школы с 01.09.2003.

У Разработать программы развивающих часов и спецкурсов, расширенного изучения отдельных предметов, составляющих вариативные компоненты образовательной среды школы.

Создать условия для работы по новому учебному плану и расписанию.

Создать условия для реализации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимися.

Создать условия для работы по программам спецкурсов, блока дополнительного образования.

Создать условия для реализации научно-исследовательской работы учащихся и учителей. Подготовить условия для взаимосвязи учебной и внеурочной работы.

Интенсифицировать использование информационно-коммуникационных технологий в организации УВП (от создания расписания до ученических презентационных работ на этапах рабочих уроков)



Инновационная составляющая для школы.

Разработка единого расписания для учащихся всей школы, куда должны быть включены: базовый компонент образования, вариа­тивный компонент, кружковой компонент.

Разработка поурочного планирования в режиме развивающего обучения с использованием информационного ресурса школы.

Разработка дидактического, методического, инструкционного материала для различных образовательных компонентов.



Нормативные задачи.

Создать перспективный учебный план с проектом линий преемственности.



Мотивационные задачи.

Усилить работу по пропаганде среди учащихся и родителей необходимости использования развивающих спецкурсов, курсов, необ­ходимости научно-исследовательской работы.

Усилить рекламу интересных внеурочных дел.



Научно-методические задачи.
 Усовершенствовать поурочные планы в связи с внедрением новых компонентов образовательной среды. Задачи по кадровому обеспечению.
Подготовить кадры для ведения развивающих часов и курсов. S Подготовить кадры для ведения научно-исследовательской работы учащихся.

Задача по материально-техническому обеспечению (с возможными путями финансирования) дополнить оснащение кабинетов оборудованием, необходимым для проведения спецкурсов.



3. Модернизация системы управления.



Общая целевая установка: приведение системы управления школой и УВП в соответствие с заявленной деятельностью по созданию поливариантной образовательной среды.



Организационные задачи.

Совершенствование функциональных обязанностей всех участников УВП и служб обеспечения.

Совершенствование структуры анализа, экспертных способов оценки деятельности.

Развитие культуры проектирования. Целевой подход должен уступить место программированию, ориентированному на зону ближайшего развития каждого члена управленческой команды, с учетом возможных изменений всей системы деятельности.

Соорганизация управленческой команды.

           Совершенствование системы внутришкольного контроля.

 Совершенствование деятельности Управляющего Совета школы, создание целевой структуры управления программой.

          Развитие аналитико-контрольных функций по трем параметрам:

          оценивать достижения результатов;

прогнозировать ожидаемые последствия;
оценивать привлекательность и полезность последствий.

Организовать систему управления ученическим коллективом в новых условиях.



Инновационная составляющая для школы.

Развитие проектной деятельности, проективных способностей, освоение способов программирования, сложных типов управленческой деятельности, таких как анализ ситуации, проблематизация, оргуправление, сценирование, понятийная работа, разработка новых образцов деятельности, анализ реализации новых организационных форм.

 Формирование информационной сети школы и построение на ее основе внутришкольной образовательно-информационной среды.


Нормативные задачи.

Разработка функциональных обязанностей всех участников УВП поструктурно.



Мотивационные задачи.

Усиление работы с заместителями директора и руководителями МО по основам организации управления в школе с поливариантными компонентами образовательной среды.

Усиление разъяснительной работы на всех звеньях управления о необходимости перехода управления школой на научные основы.



Научно-методические задачи.

Изучение и введение в практику работы школы имеющихся образцов конструктивного управления развивающимися образовательными структурами.

Создание социометрической базы контроля эффективности управления.

Задачи по кадровому обеспечению.

Подготовка резерва руководителей структурных подразделений.

Подготовка кадров руководителей творческих групп учителей, научного общества учащихся и психологов.



Задачи по материально-техническому обеспечению (с возможными путями финансирования):

Обеспечение процесса управления компьютерной техникой.



4. Модернизация методической службы.



Общая целевая установка: модернизация методической службы школы в целях приведения ее в соответствие с заявленной деятельностью по созданию поливариантной образовательной среды.



Организационные задачи.

Структурирование всех видов методической деятельности в соответствии с заявленными целями школы.

Организация методической работы на основе конструктивного, научно-обоснованного анализа с последующей коррекцией и пере­проектированием в зависимости от эффективности реализации заявленных целей и задач.

Создание системы непрерывного повышения квалификации в рамках школы, вне школы, включение педагогов в сетевую систему по­вышения квалификации.

Формирование методологической культуры педагогов как средства повышения качества образования.

         Системное освоение педагогами новых подходов в образовании, проектных и программных типов деятельности.

           Сопровождение педагогической деятельности

информационной, научной, консультационной помощью со стороны внутренних и внешних консультантов.

Поддержка инновационных поисков педагога, развитие культуры самоанализа и анализа собственной деятельности.

Организовывать и поддерживать разные пространства образовательной деятельности педагогов:

разработки средств деятельности через деятельностные игры и методологические семинары;

проектирование, анализ, фиксацию результатов и эффектов конкретных мероприятий, уроков, занятий с учащимися через коллек­тивные формы организации педагогов, такие как методические межпредметные объединения, проектные и проблемные группы;

консультирование, организованное по запросу педагога, через создание группы консультантов и условий взаимодействия с ними;

расширение совместной деятельности, куда включены педагоги и учащиеся при равенстве позиции, через проекты, исследования не школьного масштаба, а, например, городского.

Обеспечить переорганизацию информационных ресурсов. S Обеспечить взаимодействие с экспериментальными площадками для поддержки сетевых форм взаимодействия за счет разработки

системы обмена информацией через организацию «круглых столов», публикацию в Интернете на школьном сайте и т.д.



Инновационная составляющая для школы.

Развитие проектных и программных типов деятельности педагога.

 Развитие нового типа повышения квалификации педагогов через сетевое взаимодействие со школами города, через Интернет.



Нормативные задачи.

Совершенствование документальной базы деятельности методических структур.

Совершенствование внутришкольного положения о стимулировании деятельности педагогических работников.



Мотивационные задачи.

Проведение консультаций научных работников с учителями школы (приглашение ведущих специалистов в области предметного пре­подавания, психологов, ученых-управленцев и т.д.)

Представление к поощрениям различного уровня лучших педагогов школы.



Научно-методические задачи.

 Планирование деятельности всех методических структур s Отслеживание и квалифицирование роста педмастерства путем проведения постоянного мониторинга педагогической деятельности.


Задачи по материально-техническому обеспечению (с возможными путями финансирования):

Создать возможность выхода в сети Интернет как можно большему количеству педагогов и учащихся.

Начать обмен методическими разработками с другими образовательными учреждениями через сети Интернет.

Пополнять библиотечный фонд за счет философской, методологической литературы.

Создать банк информационных материалов, связанных с инновациями в гуманитарной сфере, в социокультурных областях дея­тельности.



5. Определение приоритетных путей сотрудничества педколлектива с

семьей.



Общая целевая установка: совершенствовать систему взаимодействия с родителями в условиях изменения функционирования школы.



Организационные задачи.

 Создать условия для вовлечения родителей в деятельность школы, сделать их активными, заинтересованными участниками образова­тельного процесса. 

 Целенаправленно формировать позицию сотрудничества.

Совершенствовать деятельность Управляющего Совета школы, привлекать родительскую общественность к самоуправлению.

          Совершенствовать систему педагогического просвещения, консультирования.

Создать внутришкольный центр взаимодействия и социально-психологической поддержки для организации помощи в вопросах воспитания детей для родителей, испытывающих затруднения в общении с ними.



Инновационная составляющая для школы.



Разработка модулей Концепции воспитательной работы школы и Образовательной программы школы по вопросам сотрудничества с семьей в процессе перевода школы на инновационный режим.



Нормативные задачи.

Привести в соответствие с заявленными целями школьные нормативные документы, регулирующие вопросы взаимодействия школы и родителей.

Мотивационные задачи.

Проведение тематических родительских собраний, дней открытых дверей, общешкольных собраний, лекториев и т.д.

Приглашение на родительские собрания научно-педагогических ра­ботников с целью просвещения в области педагогических инноваций и возможностей современной психологии и педагогики.

Научно-методические задачи.

Конструирование совместной деятельности педагогического коллектива и родителей.

Разработка системы отслеживания результативности и эффективности проведения совместных мероприятий. Задачи по кадровому обеспечению.

Расширение штата психологов.

Выделение ставок освобожденных классных руководителей.

 Создание группы кураторов классов, осваивающих различные об­разовательные программы.

Задачи по материально-техническому обеспечению (с возможными путями финансирования): ходатайствовать перед Южным окружным управлением образования о выделении ставок и финансирования на заявленные выше должности.



6. Критерии эффективности программы и возможные риски ее реализации.

Возможные критерии эффективности программы развития можно оп­ределить по качеству полученных результатов при минимальности затраченных средств. Исходя из положения измеримости результатов и проведения экспертизы затрат можно констатировать факт, что основные изменения планируются без расширения штатного расписания, за счет маневра средствами основного финансирования, в пределах объемов финансирования, планируемых на удовлетворение образовательных потребностей.



Области,

Стартовые условия

Стратегические

подвергаю


результаты, которые

щиеся


предполагается получить в

изменению


ходе реализации концепции



развития школы

Повышени

Дошкольное образование

Открытие групп дошкольной

е

на базе

подготовки

статуса

школы - развивающие


учреждени я

кружки



Начальное образование -

Формирование


классы с

предгимназических


расширенным

классов.


содержанием

Сохранение и развитие


образования,






общеобразовательных и


общеобразовательные
классы,
коррекционно-развивающие классы

коррекционно-развивающих классов



Основная школа - классы с расширенным содержанием образования,
общеобразовательные классы
Сохранение и развитие
общеобразовательных
классов


Старшая школа профильное обучение

Пролонгация функционирования гимназических классов с сохранением профильного обучения



Блок дополнительного образования

Пролонгация
функционирования с расширением образовательных возможностей

Создание

Нормативн о-

правовой базы
Разработаны и функционируют:
Устав школы;
локальные акты, определяющие
деятельность всех структурных
подразделений школы;
функциональные обязанности
всех участников УВП

Разработка тематического планирование программ дошкольного, предпрофильного образования, элективных курсов.

Разработка

содержани я

образован ия

Начальное образование -созданы
и апробированы программы классов с расширенным содержанием
образования,
общеобразовательных,
коррекционно-
1. Разработка и апробирование программ профильного образования, отвечающих требованиям:
научности;
универсальности;
доступности;


Послание Главы ЧР Государственному Совету Чувашской Республики «Трудиться на благо родного края, жить по закону и по совести»
Управление образования администрации г. Чебоксары
Послание Президента России Федеральному Собранию
Прокуратура информирует
Первый Герой России из Чувашии - Смирнов Николай Валерьевич
Экзамены 2013
Школьное питание
Воспитательная работа
Занятость спортзала
ОМУ
Месячник гражданской защиты
Я выбираю туризм
Школьная форма
учусь
Введение федеральных государственых образовательных стандартов второго поколения
Управляющий совет школы
Внимание, дети!
20 - летие Конституции Российской Федерации
Модернизация системы общего образования
ДШО
Библиотека
Празднование 550-летия основания г. Чебоксары и 100-летия образования Чувашской автономной области
Благоустройство территории
Безопасность образовательного учреждения
Молодёжь за здоровый образ жизни
Новости
09.01.20 djn
Мероприятия
Объявления
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList